Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Суходонецкая основная общеобразовательная школа»
Приказ
№16.4 от 01.09.2020 года
Об утверждении состава службы школьной медиации на 2020-2021 учебный год
На основании приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 21.07.2014 г. № 810 «О создании служб школьной медиации в образовательных организациях Воронежской области» и в целях реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2021 годы и разрешения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса
приказываю:
Утвердить следующий состав службы школьной медиации:
куратор – Сывороткина Татьяна Александровна, учитель географии и немецкого языка;
медиатор – Сывороткина Татьяна Александровна, учитель географии и немецкого языка;
родители (законные представители) – представители родительского комитета (2 чел.),
учащиеся – (2 человека 9 класса).
Возложить ответственность за организацию деятельности школьной службы медиации на куратора Сывороткину Татьяну Александровну.
Утвердить:
3.1 Положение о службе школьной медиации (Приложение №1);
3.2 Паспорт службы школьной медиации на 2020-2021 учебный год (Приложение 2);
3.3. План работы службы школьной медиации на 2020-2021 учебный год (Приложение 3).
Биналиевой Ф.Р. ., учителю начальных классов IКК, систематически обновлять информацию о деятельности школьной службы медиации.
Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.
Директор школы: Т.П.Алехина
Приложение №1
к приказу МКОУ «Суходонецкая ООШ»
№ 16.4 от 01.09.2020 года
Положение
о службе школьной медиации
- Общие положения:
1.1. служба школьной медиации является социальной службой, которая объединяет обучающихся, педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медитации в школе;
1.2.служба школьной медиации является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведения или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы школьной медиации и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению;
1.3. служба школьной медиации является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу школьной медиации, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации школа может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия;
1.4.правовой основой создания и деятельности службы школьной медиации является:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Конвенция о правах ребенка;
- Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".
2.Цели и задачи службы школьной медиации:
2.1.основная цель службы школьной медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом;
2.2.задачами деятельности службы школьной медиации являются:
2.2.1. формирование адаптивных и эффективных стратегий поведения;
2.2.2. развитие ресурсов личности;
2.2.3. выработка коммуникативных навыков;
2.2.4. умение разрешать конфликты мирным путем;
2.2.5. формирование умения ставить перед собой цели и достигать их.
Деятельность службы школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.
В основе деятельности службы школьной медиации лежит:
- разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;
- предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;
- обеспечение формирования и обучения "групп равных" ("группы равных" - это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников. Формирование "групп равных" из учащихся школы по двум возрастным группам: 5 - 7 классы и 8 - 9 классы);
- координация действий участников "групп равных" в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди младших и средних школьников;
- обеспечение помощи при разрешении участниками "групп равных" конфликтов между сверстниками, а также участие в роли -медиатора при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми;
- использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;
- использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;
- применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- использование медиативного подхода как основы для сохранения коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
3.Принципы деятельности службы школьной медиации:
3.1.деятельность службы школьной медиации основана на следующих принципах:
3.1.1.принцип добровольности;
3.1.2.принцип конфиденциальности;
3.1.3.принцип нейтральности, запрещающий службе школьной медиации принимать сторону одного из участников конфликта.
4.Порядок формирования службы школьной медиации:
4.1.в состав службы школьной медиации входят участники образовательного процесса;
4.2.руководителем службы школьной медиации назначается педагогический работник школы, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой школьной медиации приказом директора школы;
4.3.контроль за работой службы школьной медиации осуществляется руководителем школы;
4.4.вопросы членства в службе школьной медиации, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой школьной медиации самостоятельно.
5.Порядок работы службы школьной медиации:
5.1.служба школьной медиации может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы медиации;
5.2.служба школьной медиации принимает решение в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы;
5.3. программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение, для проведения программы также необходимо согласие родителей;
5.4.в случае если программа планируется на этапе дознания или следствия, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел;
5.5.переговоры с родителями ( законными представителями) и должностными лицами проводит руководитель службы школьной медиации;
5.6.программа проводится с согласия и с участием классного руководителя.
5.7 Программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В программе не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания;
5.8. служба школьной медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае;
5.9.в случае если в ходе программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в договоре;
5.10.при необходимости служба школьной медиации передает копию договора администрации школы;
5.11.служба школьной медиации осуществляет контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств служба школьной медиации помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления;
5.12.при необходимости служба школьной медиации содействует в предоставлении участникам программы доступа к услугам по социальной реабилитации.
6.Организация деятельности службы школьной медиации:
6.1.службе школьной медиации по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие;
6.2.должностные лица школы оказывают службе школьной медиации содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников;
6.3.администрация школы содействует службе в организации взаимодействия с социальными службами и другими организациями;
6.4.в случае если программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
7.Заключительные положения:
7.1.настоящее положение вступает в силу с момента утверждения;
7.2.изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению администрации, педагогического совета, членов службы школьной медиации.
Паспорт
службы школьной медиации
МКОУ «Суходонецкая ООШ»
на 2020/2021 учебный год
| Служба школьной медиации |
1 | Учреждение | МКОУ «Суходонецкая ООШ» |
2 | Адрес, телефон | 396773, Воронежская область, Богучарский район, с. Сухой Донец, ул. Центральная, д. 30 |
3 | Директор | Алехина Татьяна Петровна |
4 | Руководитель службы школьной медиации | Сывороткина Татьяна Александровна, учитель географии и иностранного языка |
Нормативно-правовое обеспечение деятельности службы школьной медиации |
1 | Положение о службе школьной медиации | Приказ МКОУ «Суходонецкая ООШ» №16.4. от 01.09. 2020 г. |
Кадровое обеспечение |
| Куратор Ф.И.О. | Основная должность | Обучение восстановит. технологиям | Количество реализованных программ |
| Сывороткина Т.А. | учитель | | |
| Медиатор | | | |
| Сывороткина Т.А. | учитель | | |
«Утверждаю»
директор МКОУ
«Суходонецкая ООШ»
__________________
Т.П.Алехина
План работы
службы школьной медиации
МКОУ «Суходонецкая ООШ»
на 2020/2021 учебный год
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Предполагаемый результат
| Ответственные |
1 | Организация работы службы Медиации на учебный год | Сентябрь, 2020 | Пакет документов | Администрация школы |
2 | Утверждение плана работы на год | Сентябрь, 2020 | | Директор |
3 | Психологические игры на сплоченность, 1-4 классы | В течение года | Сплоченность детей, избежание конфликтных ситуаций | Кл.рук-ли, медиатор |
4 | Групповые занятия «Конфликтные ситуации и способы их преодоления, 1-4 классы | В течение года | Избежание конфликтных ситуаций среди детей | Кл. рук-ли, медиатор
|
5 | Беседа с родителями на общешкольном родительском собрании 5-9 кл. | Октябрь, 2020 | Информирование родителей, готовность к сотрудничеству | Администрация школы |
6 | Совещание команды медиаторов для проведения восстановительных программ (5-9 кл.) | Ноябрь, 2020 | Активизация учащихся в решении конфликтов | Медиатор, куратор СШМ |
7 | Анкетирование учащихся 5 – 9 классов по выявлению причин конфликтов | В течение года | База данных | Кл. рук-ли медиатор |
8 | Классные часы для обучающих 5-7 классов на тему «Общение без конфликтов» | Декабрь, 2020 | Активизация учащихся в решении конфликтов | Кл. рук-ли медиатор |
9 | Проведение восстановительных программ. | По мере необходимости | Уменьшение количества конфликтов среди учащихся | Члены СШМ |
10 | Сотрудничество с органами и учреждениями профилактики правонарушений. | В течение года | Сотрудничество | Члены СШМ |
11 | Размещение информации о работе службы школьной медиации на школьном сайте | В течение года | Информирование родителей | медиатор |
| «Памятки для медиатора», «памятки для педагога», «памятки для родителей» | Апрель, 2021 | Информирование родителей, педагогов, медиаторов | Члены СШМ |
12 | Совещание между администрацией и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогом – с целью предоставления возможности участия в примирительных технологиях большему числу желающих. | Май, 2021 | Анализ второго года работы, ошибки, положительные моменты | Члены СШМ |
Куратор службы школьной медиации: Т.А. Сывороткина