Служба школьной медиации

Уважаемые родители, учащиеся, учителя!

В школе работает Служба школьной медиации

Основная цель школьной службы медиации - формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Основные задачи:

  • Сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;
  • Повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения учащихся;
  • Сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;
  • Повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;
  • Обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;
  • Создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;
  • Оптимизировать взаимодействи с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • Оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Суходонецкая основная общеобразовательная школа»
 Приказ

  №16.4                                                                                                                                                                                                                        от 01.09.2020 года

   Об утверждении состава службы школьной медиации на  2020-2021 учебный год

   На основании приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 21.07.2014 г. № 810  «О создании служб школьной медиации в образовательных организациях Воронежской области» и в целях реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2021 годы и разрешения конфликтных ситуаций  между участниками образовательного процесса
приказываю:
  1. Утвердить следующий состав службы школьной медиации:
           куратор –  Сывороткина Татьяна Александровна, учитель географии и немецкого языка;
           медиатор –  Сывороткина Татьяна Александровна, учитель географии и немецкого языка;
           родители (законные представители) –   представители родительского комитета (2 чел.), 
           учащиеся –  (2 человека 9 класса).
  1. Возложить ответственность за организацию деятельности школьной службы медиации на куратора  Сывороткину Татьяну Александровну.
  2. Утвердить:
3.1    Положение о службе школьной медиации (Приложение №1);
3.2    Паспорт службы школьной медиации на 2020-2021 учебный год (Приложение 2);
3.3.          План работы службы школьной медиации на 2020-2021 учебный год (Приложение 3).
  1. Биналиевой Ф.Р. ., учителю начальных классов IКК,  систематически обновлять информацию о деятельности школьной службы медиации.
  2. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.
 Директор       школы:                                                                                                                                                                                                 Т.П.Алехина
  
Приложение №1
к приказу МКОУ «Суходонецкая ООШ»
№ 16.4 от 01.09.2020 года

Положение
о службе школьной медиации

 

  1. Общие положения:
    1.1. служба школьной  медиации является социальной службой, которая объединяет обучающихся, педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медитации в школе;
    1.2.служба школьной медиации  является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведения или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы школьной медиации и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению;
    1.3. служба школьной медиации  является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу школьной медиации, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации школа может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия;
    1.4.правовой основой создания и деятельности службы школьной медиации является:
    Конституция Российской Федерации;
    - Гражданский кодекс Российской Федерации;
    - Семейный кодекс Российской Федерации;
    - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
    - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
    Конвенция о правах ребенка;
    - Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
    - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".
     
    2.Цели и задачи службы школьной медиации: 
    2.1.основная цель службы школьной медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом;
    2.2.задачами деятельности службы школьной медиации  являются: 
    2.2.1. формирование адаптивных и эффективных стратегий поведения; 
    2.2.2. развитие ресурсов личности; 
    2.2.3. выработка коммуникативных навыков; 
    2.2.4. умение разрешать конфликты мирным путем; 
    2.2.5. формирование умения ставить перед собой цели и достигать их.
    Деятельность службы школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.
    В основе деятельности службы школьной медиации лежит:
    - разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;
    - предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;
    - обеспечение формирования и обучения "групп равных" ("группы равных" - это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников. Формирование "групп равных" из учащихся школы по двум возрастным группам: 5 - 7 классы и 8 - 9 классы);
    - координация действий участников "групп равных" в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди младших и средних школьников;
    - обеспечение помощи при разрешении участниками "групп равных" конфликтов между сверстниками, а также участие в роли -медиатора при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми;
    - использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;
    - использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;
    - использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;
    - применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
    - использование медиативного подхода как основы для сохранения  коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
    3.Принципы  деятельности службы школьной медиации: 
    3.1.деятельность службы школьной медиации  основана на следующих принципах: 
    3.1.1.принцип добровольности;
    3.1.2.принцип конфиденциальности;
    3.1.3.принцип нейтральности, запрещающий службе школьной медиации принимать сторону одного из участников конфликта. 
    4.Порядок формирования службы школьной медиации
    4.1.в состав  службы школьной медиации   входят  участники образовательного процесса;

4.2.руководителем службы школьной медиации назначается   педагогический работник школы, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой школьной медиации приказом директора школы;
4.3.контроль за работой службы школьной медиации осуществляется руководителем школы;
4.4.вопросы членства в службе    школьной медиации, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой школьной медиации самостоятельно.
5.Порядок работы службы школьной медиации:
5.1.служба школьной медиации  может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы медиации;
5.2.служба школьной медиации  принимает решение  в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы;
5.3. программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение, для проведения программы также необходимо  согласие родителей;
5.4.в случае если программа планируется на этапе дознания или следствия, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел;
5.5.переговоры с родителями ( законными представителями) и должностными лицами проводит руководитель службы    школьной медиации;
5.6.программа проводится с согласия и с участием классного руководителя.
5.7 Программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В программе не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания;
5.8. служба  школьной медиации  самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае;
5.9.в случае если в ходе программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в договоре;
5.10.при необходимости служба школьной медиации  передает копию  договора администрации школы;
5.11.служба школьной медиации  осуществляет контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств служба школьной медиации  помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления;
5.12.при необходимости служба  школьной медиации  содействует в предоставлении участникам программы доступа к услугам по социальной реабилитации.


6.Организация деятельности службы школьной медиации:
6.1.службе школьной медиации  по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения  программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские  принадлежности, средства информации и другие;
6.2.должностные лица школы оказывают службе школьной медиации  содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников;
6.3.администрация школы содействует службе  в организации взаимодействия с социальными службами и другими организациями; 
6.4.в случае если программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении  к материалам дела договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное  возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
 
7.Заключительные положения: 
7.1.настоящее положение вступает в силу с момента утверждения;
7.2.изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению администрации, педагогического совета, членов службы школьной медиации.

 Паспорт
службы школьной медиации
МКОУ «Суходонецкая ООШ»
на 2020/2021 учебный год

 

 
Служба школьной медиации
1
Учреждение
МКОУ «Суходонецкая ООШ»
2
Адрес, телефон
396773, Воронежская область, Богучарский район, с. Сухой Донец, ул. Центральная, д. 30
3
Директор
Алехина Татьяна Петровна
4
Руководитель службы школьной медиации
Сывороткина Татьяна Александровна, учитель географии и иностранного языка
Нормативно-правовое обеспечение деятельности службы школьной медиации
1
Положение о службе школьной медиации
Приказ МКОУ «Суходонецкая ООШ»
№16.4. от 01.09. 2020 г.
Кадровое обеспечение
 
Куратор Ф.И.О.
Основная должность
Обучение восстановит.
технологиям
Количество
реализованных
программ
 
Сывороткина Т.А.
учитель 
 
 
 
Медиатор
 
 
 
 
Сывороткина Т.А.
       учитель
 
 


«Утверждаю»
директор МКОУ
 «Суходонецкая ООШ»
__________________
                                                                                                                                                                                                                                         Т.П.Алехина
 План работы
службы школьной медиации
МКОУ «Суходонецкая ООШ»
на 2020/2021 учебный год
п/п
Наименование
мероприятия
Сроки
проведения
Предполагаемый
результат

Ответственные
1
Организация работы
службы Медиации на
учебный год
Сентябрь, 2020
Пакет документов
Администрация
школы
2
Утверждение плана работы на год
Сентябрь, 2020
 
Директор
3
Психологические игры на сплоченность, 1-4 классы
В течение года
Сплоченность детей, избежание конфликтных ситуаций
Кл.рук-ли, медиатор
4
Групповые занятия «Конфликтные ситуации и способы их преодоления,
1-4 классы
В течение года
Избежание конфликтных ситуаций среди детей
Кл. рук-ли, медиатор

5
Беседа с родителями
на общешкольном
родительском
собрании 5-9 кл.
Октябрь, 2020
Информирование
родителей,
готовность к
сотрудничеству
Администрация
школы
6
Совещание команды
медиаторов для
проведения
восстановительных
программ (5-9 кл.)
Ноябрь,  2020
Активизация
учащихся в
решении
конфликтов
Медиатор, куратор СШМ
7
Анкетирование
учащихся 5 – 9
классов по выявлению
причин конфликтов
В течение года
База данных
Кл. рук-ли
медиатор
8
Классные часы для обучающих 5-7 классов на тему «Общение без конфликтов»
Декабрь, 2020
Активизация
учащихся в
решении
конфликтов
Кл. рук-ли
медиатор
9
Проведение
восстановительных
программ.
По мере
необходимости
Уменьшение
количества
конфликтов среди
учащихся
Члены СШМ
10
Сотрудничество с
органами и
учреждениями
профилактики
правонарушений.
В течение года
Сотрудничество
Члены СШМ

11
Размещение информации о работе службы школьной медиации на школьном сайте
В течение года
Информирование родителей
медиатор

«Памятки для медиатора», «памятки для педагога», «памятки для родителей»
Апрель, 2021
Информирование родителей, педагогов,
медиаторов
Члены СШМ
12
Совещание между
администрацией и
службой примирения
по улучшению работы
службы и ее
взаимодействия с
педагогом – с целью
предоставления
возможности участия
в примирительных
технологиях
большему числу
желающих.
Май,  2021
Анализ второго
года работы,
ошибки,
положительные
моменты
Члены СШМ

Куратор службы школьной медиации:                                       Т.А. Сывороткина